понедельник, 5 апреля 2010 г.

"Событие, внезапность, шквал, что-то вроде землетрясения"

Михаил Ларионов. Эскиз костюма к спектаклю «Шут». 1921.
Парижские гастроли балета Дягилева – «Русские сезоны».
Пале Гарнье. К 100-летию "Русских сезонов" Сергея Дягилева!
Русские сезоны. Афиша


«Чего он хотел? Три определенные вещи: открыть Россию России; открыть Россию миру; открыть мир - новый - ему самому. И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмелился сказать - через танец». Р.Брюссель, «Перед феерией».

Специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева свои шедевры создавали одарённые танцовщики и хореографы — Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Михаил Фокин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин . Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художников ЕвропыПабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других — и русских авангардистовНаталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.

Спектакли Дягилева были синтетичны. В них соединялись музыка, хореография, декорации и костюмы, характеры танцовщиков, художников и постановщиков. Плюс совершенно новый маркетинг и пиар — "Дягилевские сезоны" стали первой в мире антрепризой такого размаха. Часто терпя коммерческие провалы вплоть до конфискации костюмов и декораций, расставаясь с художниками, хореографами и танцовщиками, едва заподозрив, что они себя исчерпали, Сергей Дягилев добился того, что труппа не утратила жизнеспособности ни во время Первой мировой, ни после смерти своего руководителя. От "Русских сезонов" публика всегда ждала откровений— и всегда их получала.

«…Дягилевская печать лежит на всех произведениях, вызванных им к жизни и сплоченных им художников, создававших новую эпоху в искусстве, во всех его областях» Серж Лифарь.
Ссылки на материалы использованных ресурсов:
В названии использовано высказывание Луи Жиллэ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий